Что из себя представляет современный русский национализм?

27 марта, 2019

Автор: Владимир Басманов #СловоСоратника

Современный русский национализм представляет собой сразу несколько идеологических течений, считающих интересы нации основным приоритетом в политике. При этом понимание того, что является благом для нации, различается, как и представления о желательном государственном устройстве, разнятся также и другие важные пункты политических программ националистов. Возможно вы даже не найдёте единства среди всех националистов ни по одному практически насущному вопросу. Именно поэтому во избежание недопонимания, я и мои соратники часто обозначаем себя как национал-идеалисты, что характеризует нас как приверженцев конкретной программы, ценностей и даже стиля жизни.

Часто люди со стороны воспринимают разнообразие форм национализма, как некий внутренний кризис, но это не соответствует действительности. Ведь почти никого не удивляет, что демократия имеет множество форм. Никто в здравом уме не предложит лидерам демократов двух-партийной Америки, исламско-фундаменталистского Ирана, монархическо-парламентской Британии, и, например, Китая (реально диктаторского, но претендующего на то, чтобы называться демократической республикой) сесть за стол переговоров, и разобраться с тем, что же демократы вообще хотят от мира, устранить все разночтения и разногласия, а потом уже заниматься политикой…

И такое положение дел, когда условное объединённое название того или иного политического спектра не отражает наличие какого-то внутреннего единства, не является веяньем современности. Национализм уже не был единым политическим мировоззрением даже во времена Российской Империи, причём кардинальные расхождения касались буквально всего, от взгляда на желаемую структуру управления государством, до пресловутого «еврейского вопроса». Даже если мы возьмём такое гипертрофировано централизованное в идеологическим плане государство, как Германия 30-40-х годов XX века. То увидим, что есть национализм Адольфа Гитлера (идеи немецкого национал-социализма), а есть национализм Эрнста Юнгера (идеи консервативной революции).

Но вернёмся к Российской Федерации наших дней. Всех ныне существующих русских националистов можно достаточно условно разделить на приверженцев современных и исторических, а точнее – реликтовых идеологий.

Под современной идеологией, прежде всего, подразумеваю целостное политическое мировоззрение, включающее:

– адекватную оценку текущей ситуации, как в мире, так и в конкретной стране, в которой действуют носители данной концепции,

– пакет программных решений, наиболее важных общественно-значимых проблем,

– набор непротиворечивых ценностей и принципов (что также отчасти есть и у ряда реликтовых идеологий), которые выступают в качестве базы или фундамента, как для оценки реальности, так и для выработки программы.

А также обладающих каким-то количеством политически активных сторонников, действующих сегодня и сейчас. Подчеркну, что в данной статье я не стремлюсь описывать любителей «отжиматься за Русь», кухонных мизантропов, подставные группы, а также все типы консервативных сидельцев на диване, и ветвистое древо их идентичностей.

Идеологии, которые структурно представляют собой кальку с более-менее популярных идеологий прошлого, я не могу назвать современными. Они даже не реакционные, а просто реликтовые. Гордо идущие наперекор времени, и замкнутые в своём уютном мире реконструкции, полностью игнорируя реальность. У них есть одна общая черта, это тоска по Империи. Не важно какой, их мечта – Российская Империя, III Рейх, СССР или даже Евразийская Империя условного Мамая. Империя – это вечный золотой век в прошлом, пронизанный очарованием пропагандисткой мифологии и постправды. Вечная Гиперборея, где жили наши славные легендарные предки, которую всё ещё можно достать со дна Ледовитого океана. Призвать Царя всем миром, вернуть систему права, действовавшую до 1905 года, выгнать евреев, отказаться от «западного культа потребления», аннексировать приграничные страны с Аляской в придачу, и тогда «счастье придёт». Но позвольте, скажите вы, ведь это полный государственный коллапс, и тотальная война на уничтожение! Выкиньте логику, как выкинули её носители реликтовых форм национализма, оставьте только масштаб и величие, повторяйте за дедами, или даже не за дедами, а за постправдой о них. Сейте хлеб, растите розовощёких детей, пойте и пляшите, выставите XXI век взашей, зачем он сдался вымышленному миру фантазии от политики. К таким формам исторического, реликтового (оставшегося от «взрыва» Империй или псевдо-Империй) национализма я отношу: национал-большевизм, национал-социализм и национал-монархизм.

При этом я осознаю, что есть общественный запрос на создание, например, современного национал-монархизма, но не вижу его реализации на должном уровне. Последняя, достаточно недавняя попытка, предпринятая Оршулевичем и Мамоновым, называемая ими сверх-национализм, была не совсем внятной, и дальше реанимирования старенького фундаменталистского тезиса о том, что русский человек якобы всегда дрянь без православия, не зашла. В этом ключе были интересные тезисы Георгия Боровикова, обозначенные им в свое время как «борьба за удел», в рамках, которых монархистам предлагалась поддерживать силы протеста для создания в Новой России небольшой автономии для своих социальных экспериментов, реконструкции и обкатывания монархической системы управления. К 2019 году на территории РФ не существует не ватных (не замешанных в поддержке политики Путина в каком-либо виде) национал-монархических организаций, действующих более года, численность которых бы превышала 10 человек, с меньшей численностью зафиксирована только одна небольшая организация.

Последней политической организацией, занимавшейся попытками создать современный национал-социализм, были Автономные НС, также известные как «Чёрный Блок». Однако этот процесс был прерван арестами лидеров и соратников этой организации. Национал-социализм Чёрного Блока формировался на стыке современных ультра-правых движений Европы (включая идентаризм), классического синдикализма, и, в какой-то мере, национал-идеализма. Эти люди тесно сотрудничали с право-либеральным оппозиционным движением. То есть изначально для микширования брались и критически осмыслялись во многом достаточно современные реальные политические течения, что могло привести к созданию качественного, актуального и востребованного мировоззрения среди определенной части националистов. Но, так или иначе, к 2019 году на территории РФ не существует не ватных (да и ватных тоже), действующих более года, национал-социалистических организаций.

Национал-большевизм возник как проект советских спецслужб, ориентированный для вербовки и использования в качестве полезных идиотов национально-мыслящих представителей белой эмиграции. В таком же ключе и развивался. В 1990-е появились первые национал-большевистские организации постсоветской России, по сути, представляющие собой «ядерную» красно-коричневатую реакцию. При этом, вся «коричневость» сводится к стремлению к унификации граждан РФ и других пост-советских государств на основе русского языка и культуры, а также в формальном признании русского народа старшим братом в дружной семье евразийских народов, противостоящих «бездуховному Западу». Не ватных организаций подобного толка не существует.

Национал-монархисты и национал-большевики в большой своей массе поддерживали военное вторжение Путина в Украину, поскольку годы жизни в альтернативном мире помешали им реально оценить ситуацию, и её последствия для самих русских, прежде всего. Несколько национал-социалистов также подержало ЛДНР, но большей частью все таковые были за Украину, часть даже поехала добровольцами в полк «Азов» и «Правый Сектор» (#запрещено_в_РФ). Представители других течений национализма тоже ездили воевать с боевиками Путина на Донбассе но, как мне кажется, в меньшем числе. Русский национал-социализм, хоть и представляет из себя отдельный мир, в котором некоторые современные угрозы проигнорированы, а угрозы образца 1925 года выпячены до нельзя, в целом способен гораздо лучше пропускать через себя, скажем так, лучи реальности, чем это получается у монархистов и нацболов.

Кстати, важная социально-адаптивная роль ныне не существующих, культовых Движения Против Нелегальной Иммиграции – ДПНИ (#запрещено в РФ), и, в меньшей степени, скинхедов 00-х, была как раз в массовом приглашении националистов из замкнутого мира героев, истории, маршей и определённой «северной» эстетики в реальность, если хотите, в их запуске в актуальный политический дискурс. Вне зависимости от оценки их идеологий, это факт относительно недавнего времени.

К современным формам национализма можно отнести: национал-идеализм, обще-национализм (или т.н. национализм без приставок), и национал-демократию.

Изначально национал-демократия казалось потенциально перспективным идеологическим концептом, особенно на фоне успеха национал-демократических партий Европы, попавших в парламенты своих стран, благодаря националистической риторике. О национал-демократии в 00-х говорил молодой Навальный, ему вторили тогдашние лидеры националистов. Однако, общегражданские протесты 2011-2012 гг. привели к тому, что частично была сломана система политической сегрегации, царившая ранее в оппозиции. В итоге чего идеологи национал-демократии вдруг не смогли объяснить своим адептам, а, собственно, почему в обществе, где русских пока большинство, надо быть национал-демократом, а не просто демократом? В итоге чего последние стали массово вливаться в понятные право-либеральные формации от Парнас до будущей Партии Прогресса (ранее называлась «Национальный Альянс»). Второй удар по национал-демократам нанесло то, что формально будучи носителями демократических ценностей, имея слабое организационное ядро, и единственных союзников в виде антивоенно настроенных либералов, и, несмотря на официальный нейтралитет (склоняющийся в сторону Украины) наиболее крупной организации националистов того времени – Этнополитического Объединения Русские (#запрещено_в_РФ), они умудрились поддержать как аннексию Крыма, так и военное вторжение Путина на Донбасс. Что окончательно обескровило данное политическое течение (лидеры были дискредитированы, рядовые сторонники предпочитали вливаться в демократические, и право-либеральные движения, чем самостоятельно поднимать знамя борьбы). Последние остатки национал-демократов окончательно поглотила мода на либертарианство, и альтернативных правых (проевропейский псевдо-консерватизм), возникшая в РФ после прихода Дональда Трампа к власти. В настоящее время существует организация левых национал-демократов – Ассоциация Народного Сопротивления (АНС), однако её возникновение не является итогом онтогенеза национал-демократических течений 00-х. Идеи АНС – это переосмысленные доктрины народников и правых эсэров. Кроме АНС существует также еще одна организация, близких к АНС взглядов, в одном из регионов страны.

Обще-национализм, или «национализм без приставок», исходит из одного единственного тезиса о том, что благо для русского народа возникнет тогда, когда националисты придут к власти, и не важно, как они будут называться, и к какому течению относиться. Если у власти будут националисты, значит всё будет хорошо. Думать детально о политических программах, конкретизации целей и задач, – это множить ссоры, а «сегодня нам нужно объединение», – говорят они. Так что – Русские объединяйтесь! Русские – вперёд! Русские есть, русские здесь! России – ру***ю власть! (Дмитрий Дёмушкин только вышел из тюрьмы, отсидев несколько лет за публикацию фото баннера с этим лозунгом, кстати, большую часть срока он провёл в одиночке). Всех готов примирить обще-националист, и обнять. Всех, кроме тех, кто пытается популяризировать националистическое мировоззрение, если это выходит за рамки умилений берёзкам, солнцем ясным, и, конечно же, умеренного ксенохейтерства. Ведь зачем ссорится?! Зачем тратить время на сложные статьи, которые сеют смуту в умах. Национализм – это любовь! Любовь к своему народу! И больше ничего не нужно! – Ну и всё собственно, холст, масло, слёзы умиления. Общенационалисты представлены во многих политических движениях, больше всего последний раз общенационалистов было в Объединении Русские, ныне запрещённом. На всякий случай подчеркну, что общенационализм является следствием страха политических репрессий, совмещённого с нежеланием отказываться от своей мировоззренческой идентичности. К 2019 году, будучи еще недавно наиболее массовым движением, общенационализм потерял всякие организованные формы в Москве и Санкт-Петербурге. На данный момент, небольшие региональные организации с близкими взглядами, сохранились в 3-4 регионах страны.

Национал-идеализм – это наиболее перспективное течение современного русского национализма, выступающее за национальное, социальное и правовое государство с европейскими ценностями, квалифицированной демократией (система отбора ответственных избирателей: экзамен на минимальную осознанность происходящего и политическую грамотность + возможность обменять право участвовать в выборах на разовую финансовую выплату для желающих), и новой моделью государственного устройства, которую можно назвать идеологический парламентаризм. Подобно тому, как сегодня все представленные в парламентах европейских стран партии пронизаны идеями демократии и прав человека, национал-идеалисты хотят, чтобы партии будущего были пронизаны идеей национализма, идеей служения нации, как идеала и эталона для государственного чиновника любого уровня. Национал-идеалисты отказывают в праве считаться своими соратниками тем, кто не занимается политической борьбой за освобождение русского народа, ныне порабощённого антиконституционным режимом Путина, который представляется убийственным для нации, несущим ей рабство, нищету и вымирание. Национал-идеалисты объединены сегодня в рамках Комитета «Нация и Свобода», который был основан участниками Марша Мира в сентябре 2014 года.

В целом сейчас мы наблюдаем возрождение современного русского национализма, после угрозы почти полного уничтожения в 2014-2015 гг., после очередной волны репрессий, арестов, запретов и запугиваний, которое наше движение смогло успешно пережить. Продолжая оставаться важной и решительно настроенной частью общегражданского политического сопротивления антинародной диктатуре.

Источник: http://afterempire.info/2019/03/24/rus_nazionalizm/

Comments are closed.