КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛИЗМА

Август 15th, 2018

Сегодня, в день начала Тамбовского Восстания*, Комитет «Нация и Свобода» приглашает вас на онлайн премьеру документального фильма «Краткая история русского национализма».

В киноленте освещён период истории национализма, начиная с XVII века до наших дней.

В фильме показаны наиболее важные вехи в истории национализма, что крайне удобно для просветительских целей (зритель может составить общее впечатление всего за один час), однако работа не претендует на полноту и детальность изложения, поскольку невозможно ужать более 3-х веков истории в небольшое кинематографическое полотно без существенных сокращений.

В ленте присутствуют редкие кадры и документы. Фильм создан Эмиссариатом Просвещения Комитета «Нация и Свобода».

С расшифровкой (сценарием) видео можно ознакомиться ниже:

Национализм существует столько же, сколько существуют народы. Национализм прошлого возвёл каменные стены городов для защиты своих людей, своих народов, своих культурных и экономических достижений, положив основу всей нашей цивилизации.

История знает множество свидетельств политического национализма прошлого. Мы находим их у древних египтян, древних персов, древних евреев, множества других исторических народов. При этом нужно понимать, что общество прошлого было cословным и религиозным, поэтому очень часто проявления национализма или расовой солидарности сложно отделить от проявлений религиозного чувства, патриотизма, внутрииерархической преданности, традиционализма. Поэтому тут очень просто встать на путь исторической спекуляции. И, тем не менее, когда речь идет о свободе или жизни той или иной нации, мы находим национализм древнего мира практически в том же виде, каким он предстаёт нам сегодня.

Вследствие научно-технического прогресса стало возможным постепенное размытие границ между социальными группами, сословиями, что придало европейским нациям новый импульс для переживания своего внутреннего единства. Иными словами, данные процессы в обществе сделали возможным появление политических организаций, в том числе и националистических, технический прогресс сделал возможным для аристократии предложить простым людям ещё что-то, кроме жизни, свободы и порядка, например социальную справедливость, и более высокий уровень жизни. Когда с феодализмом (под этим термином разумно понимать только метод управления, и ничего более), где каждый крупный феодал имел частную армию, с возможностью её автономного экономического обеспечения, и возможностью быстро создать альянс с несколькими такими же феодалами, опираясь на общие интересы, – было покончено, появление массовых политических организаций, пытающихся как влиять на власть, так и бороться за неё, было предрешено. При этом новые технические и экономические возможности позволяли таким альянсам менять мир тем или иным образом, и подталкивали к выработке общих доктрин и общих взглядов на необходимый вектор развития общества.

С середины 17 века национализм становится непрерывно развивающейся, и вместе с тем неизменной в своих основах политической доктриной. Национализм становится по-настоящему массовой идеологией, мировоззренческой огранкой духа белой Европы.

Националистические движения, по крайней мере отечественные, как прошлого, так и нынешнего – в большинстве своем являются сторонниками примордиального подхода, при котором нация – с одной стороны является биологической данностью, с другой – именно нация создаёт государство, и создаёт его в качестве инструмента для решения своих проблем, и защиты своих интересов. Отсюда выходит главная политическая идея национализма – построение национального государства. Государства, которое будет видеть целью своего существования служение нации его создавшей. Установление такого государства, и эффективное управлением им – есть сама суть желаемого для националиста общественного устройства.

При этом функциональное описание такого государства различается у различных сегментов националистического движения. Существует национал-демократическая, национал-социалистическая, национал-монархическая и национал-идеалистическая модель устройства национального государства, описанию которых я планирую посвятить отдельный ролик.

Свободный общественный диалог о каком-то резком преобразовании государства, в том числе в русские национальное, в 17-м веке вряд ли был возможен. Поэтому изначально, в России идея построения национального государства нашла своё выражение в доктрине Конфедерации Славянских Государств, которая должна была бы действовать в интересах славян, защищая их от инородных врагов, гарантируя свободное, справедливое устройство и развитие для каждого из славянских народов. Долгое время славяне представляли собой один этнос, распавшийся только в эпоху великого переселения народов. Кроме того, большинству славянских народов пришлось пережить в средние века тяжёлый инородческий гнет, в том числе из-за невозможности преодолеть внутреннюю раздробленность. Эти факторы делали идею славянской конфедерации достаточно привлекательной.

Первым известным идеологом политического объединения славян для освобождения от иноземцев стал хорватский священник Юрий Крижанич, написавший свои основные труды, будучи отправленным в Русском Царстве в ссылку. Крижанич родился в 1617 году, и работал над своими трудами в 60-х годах 17 века, таким образом, получается, что панславизм получил своё официальное выражение многим раньше пангерманизма. Кроме вопросов жизни и свободы славянских народов Крижанич также пишет о национальной исключительности, «большей прославленности», необходимости планомерного повышения уровня благосостояния подданных Русского Царства, рассуждает о снижении налогов для крестьян, протекционизме отечественным товарам, развитии национального производства, улучшении качества образования и усилении самоуправления.

В эпиграфе к своей работе «Политика» Крижанич писал: “В защиту народа! Хочу вытеснить всех иноземцев, поднимаю всех днепрян, ляхов, литовцев, сербов, всякого, кто есть среди славян воинственный муж, и кто хочет ратовать заодно со мною”.

К концу 18 века идеи панславизма и сопутствующего ему национализма набирают всё большую популярность среди аристократии, в рядах приверженцев этой идеологии такие разные политики высшего уровня как Фёдор Ростопчин и Василий Малиновский. Таким образом, в верхних эшелонах власти появляется сильное панславянское лобби. Так, предложения Ростопчина Павлу  Первому на 90% выражают панславянскую идею. В том числе Ростопчин говорил о необходимости отказа от союза с Англией, разделении с наполеоновской Францией Османской Империи и освобождении славянских народов от ига османов. На какое-то время предложения Ростопчина стали официальным внешнеполитическим курсом Российской Империи, а сам Ростопчин занял пост главы Коллегии иностранных дел. Однако, вследствие убийства заговорщиками Павла Первого этим планам не было суждено сбыться.

В 1803 году в ходе дискуссии о желательном слоге русского языка между архаистами и карамзинистами рождается определение «славянофил». Не стоит думать, что «славянофилы» это такие националисты прошлого, а западники – либералы, всё несколько сложнее. «Западники» видели Россию частью Европейской цивилизации, и это, в том числе, вело к требованиям проведения определённых реформ, а также выступали за развитие Российской Империи в сторону Парламентской Монархии. В то время когда славянофилы предлагали оригинальный путь развития. Который они позиционировали как собственный, национальный, славянский, его можно охарактеризовать как Самодержавие и Корпоративизм. При этом оба движения боролись за установление в России правового государства, в том числе за отмену крепостного права и проведение соответствующих реформ, оба движения выступали за перенятие у западных стран технических достижений. До восстания декабристов различение на западников и славянофилов не было достаточно чётким, встречались люди промежуточных взглядов, пытавшиеся интегрировать лучшие идеи западников и славянофилов.

Некоторые национал-демократы находят истоки своей политической доктрины в движении декабристов. Однако, изучив труды и политические требования декабристов (которые нельзя назвать идейно едиными, так как одни говорят о желательности парламентской монархии, другие – о необходимости диктатуры), я не нашёл в них ничего националистического, за исключением, пожалуй, Общества Соединённых Славян, так же упоминаемого в историографии под именем Славянского Союза, выступавшего за создание Славянской Конфедерации. Вхождение в Конфедерацию должно было бы быть добровольным, в каждой из славянских стран рекомендовалось установить республиканский строй с национальными особенностями. Однако, из-за действий агентуры других тайных организаций, Общество Соединённых Славян присоединилось к Южному Обществу декабристов в 1825 году, утратив политическую самостоятельность. Один из основополагающих документов декабристов «Русская Правда» Пестеля прямо провозглашает необходимость слить все народы государства «в одну общую массу», которую называть русскими, с целью унификации и слиянию всех этносов страны в один народ (по типу новых народов ряда современных латиноамериканских стран). По проекту Конституции Муравьева русскими объявляются все граждане страны. Всё это, конечно, далеко от национализма.

В 1811 году сторонники национал-патриотизма формируют вокруг сестры царя Александра I, Екатерины Павловны, политический кружок, называемый в историографии «Русской Партией».

Среди соратников «русской партии»: Николай Карамзин, Алексей Аракчеев, Фёдор Ростопчин и другие видные деятели.

Война 1812 года усиливает как националистический, так и патриотический дух, чему немало способствовал Фёдор Ростопчин, назначенный генералом от инфантерии и главнокомандующим Москвы. Ростопчиным была введена система информирования граждан посредством афиш, написанных простым народным языком в националистическом духе. К сожалению, неожиданное решение властей о сдаче Москвы поставили точку на карьере Ростопчина, обещавшего жителям, что город выстоит.

В 1818 году соратником «Русской Партии» Алексеем Аракчеевым разрабатывается проект освобождения крестьян, которых следовало выкупить за государственный счёт (ранее в 1802 году с проектом освобождения крестьян выступал панславист Малиновский). Проект понравился Александру I, но из-за резкой критики дворянскими кругами так и не был представлен на обсуждение в Государственном Совете.

В 1839 году министр просвещения Сергей Уваров получает предложение славянофила Михаила Погодина по инспирированию Российской Империей национально-освободительного движения на славянских землях, лишённых национальной независимости. Идея ведения войны за освобождение Славянской Европы широко пропагандировалась Погодиным со страниц журнала «Москвитянин», союз с Австрией и Пруссией, «угнетающих славян», рассматривался как предательство национальных интересов. Вместе с тем Погодин выступал за Союз европейских христианских государств, крайне драматично оценивая выступление Англии и Франции на стороне Турции в «Крымской войне».

Славянофилы 40-х, 50-х годов XIX внесли большой вклад в развитие русской культуры, философии и истории. Являясь важными выразителями как научной, так и общественно-политической мысли.

Фёдор Михайлович Достоевский выступил с идеей богоизбранности русского народа, заложив основу религиозного понимания национализма в последующие полтора века.

Пожалуй, одной из первых российских открытых националистических организаций становятся Славянские комитеты, видевшие свою задачу в помощи славянским народам, находящимся под властью Турции и Австро-Венгрии. Создание комитетов началось после завершения Крымской войны, в 1858 году, в основу их идей была положена кровная близость славянских народов. Деятельность организаций сводилась к помощи переселенцам, чтению докладов по тематике славянства, созданию центров преподавания русской культуры и языка зарубежом. С 1868 г. комитеты начинают поддерживать организации славян за пределами Российской Империи, первой такой организацией стала «Русская Основа». Пик развития славянских комитетов приходится на середину 70-х когда, что связано с национально-освободительным сопротивлением славян на Балканах (восстание в Болгарии, сербско-турецкая и черногорско-турецкие войны). Славянские комитеты собирают деньги, оружие, и добровольцев для поддержки восставших собратьев.

Власти не пожелали мириться с критикой и независимой деятельностью Славянских комитетов, в итоге Московский комитет был закрыт, а деятельность других Славянских комитетов была существенно ограничена.

В 60-х годах XIX века в Российской Империи начинают публиковаться работы, затрагивающие расовый вопрос. Ешевский выпускает курс лекций «О значении рас в истории», Богданов основывает Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1878 г. Богданов выпустит работу «Антропологическая физиогномика», в которой проведёт исследование характерных особенностей «Русского лица». Таким образом, ведутся попытки естественно-научного обоснования русской националистической идеи тех лет. В 1879 г. начинают публиковаться очерки Елены Блаватской, в которых крайние расовые идеи получили мистические и эзотерическое обоснование, Блаватская описывает дуалистический мир, в котором народы противопоставлены друг другу по своему качественному критерию. Существует мнение, что работы Блаватской во многом вдохновили некоторых ученых немецких авторов XX века, повлиявших в какой-то степени на формирование идеологии немецкого национал-социализма. В 1888 г. для изучения рас будет учреждено «Русское Антропологическое Общество» при Императорском Санкт-Петербургском Университете. А уже в 1900 подданный Российской Империи Иосиф Егорович Деникер впервые в мире вводит в научное обращение термин «нордическая раса».

В 1900 г. возникает идея учреждения организации «Русское Собрание», в дальнейшем ставшей старейшей право-монархической организацией. «Русское Собрание» стало интеллектуальным центром национально-мыслящей аристократии. Формация возникла на базе кружка Василия Величко, в число учредителей вошли известные деятели наук и культуры того времени.

Начиная с 1903 года появляются националистические организации рабочих. Первой такой организацией становится «Слово и Дело», одновременно с этим начала действовать подпольная организация правых рабочих «Русский Союз». В листках союза говорилось о том, что, по мнению рабочих, евреи пытаются инспирировать революцию и захватить власть, после чего следовал призыв расправляться с евреями для спасения русского народа. Подобные декларации распространялись также от Воронежского комитета борьбы против социализма. Среди полу-подпольных крайне националистических организаций рабочих – Холмское Русское Общество, кружок рабочих «За Веру! Царя и Отечество!», «группа Патриотов Тифлиса».

В независимости от того, нравится мне это или нет, было бы исторически несправедливо не сказать несколько слов о высоком уровне антисемитизма (как общепринято называют юдофобию) большой части националистов и просто обычных граждан Российской Империи. Наконец, в 19 веке в России проживало 67% евреев всего мира, они были лишены части гражданских прав, и, тем не менее, благодаря внутренней диаспоральной сплочённости, могли иметь значительное влияние в том или ином регионе. Национальный вопрос стоял остро, евреев обвиняли в ростовщичестве, спаивании населения, подготовке государственного переворота с целью установления антирусской власти, и даже человеческих жертвоприношениях. С 1860 по 1906 годы в южной части России прокатывается мощная волна антиеврейских погромов, некоторые из погромов приходиться подавлять при помощи войск. Погром 1905 года был настолько масштабным, что в 1920е годы про него был снят отдельный художественный фильм в Веймарской Республике.

Нужно подчеркнуть, что антисемитизму были подвержены не только рабочие, но и часть высших кругов дворянства. Так существовала политическая сословная организация дворян «Объединенное Дворянство», которая последовательно лоббировала ограничение прав евреев, вплоть до 1915 года.

Труды Даля (автора слова русского языка), Блаватской, Нилуса, Шмакова становятся настольными книгами антисемитов всего мира. Нужно понимать, что те люди, которые были антисемитами в 1905-ом, они никуда не делись к 1917 году, их стало только больше. Когда такие люди видели еврейские фамилии многих лидеров большевиков, и читали новости о массовом красном терроре, для них было всё однозначно. Бывшие подданные Российской Империи разъехались после 1917 года по Европе и США, неся с собой свои убеждения. Русский антисемитизм во многом лёг в основу антисемитизма немецкого 20,30 и 40-х годов. Со всеми вытекающими из этого последствиями и выводами.

Автор классического исследования по ранней истории национал-социализма Конрад Гейден отмечал, что российские белоэмигранты, вставшие под знамена со свастикой, «очень желали вовлечь Германию в кампанию борьбы против Ленина… Было бы преувеличением назвать начинающуюся отныне внешнюю политику национал-социализма царистской. Но фактически ее духовные истоки находятся в царской России, в России черносотенцев и «Союза русского народа». Вынужденные эмигрировать из России и скитаться на чужбине, эти слои приносят в Среднюю и Западную Европу свои представления, свои мечты и свою ненависть. Мрачное, кровавое русское юдофобство пропитывает более благодушный немецкий антисемитизм».

Но вернёмся к началу 20-го века. Одновременно с появлением радикальных движений правых рабочих национально-мыслящие представители аристократии инициируют создание массовых открытых организаций националистов, выдвигающих политические требования. В 1904-ом году 20-ю единомышленниками основывается Курская народная партия порядка, в 1905 провозглашаются Союз Русских Людей, Русская Монархическая Партия, в 1905 на базе Русского Собрания и примкнувших к нему Хоругвеносцев создаётся легендарный Союз Русского Народа. Союз Русского Народа становится самой массовой «черносотенной организацией» в Российской Империи. Лидером СРН стал Александр Иванович Дубровин. Черносотенные организации мечтали о преобразовании России в идеократическое самодержавное национальное государство. Если бы «Чёрной Сотне» удалось бы убедить Николая II воплотить свои идеи в жизнь, то Российская Империя стала бы представлять собой нечто среднее между Русским Царством времён опричнины Ивана Грозного и фашистской Италией Бенито Муссолини.

1 ноября 1907 года, благодаря популярности националистического мировоззрения и напряжённой организационной работе, в российской  Государственной Думе третьего созыва оказывается много правых политиков, разделённых на несколько фракций, всего 147 депутатов из 442, в том числе там были представлены такие яркие политики как Бобринский, Марков, Пуришкевич, Шульгин.

В последующие годы в Союзе Русского Народа происходит серьёзный раскол, растянувшийся на несколько лет. Существует мнение, что он был инспирирован и управляем властями Россйской Империи, первоначально через Пуришкевича, с целью избавиться от радикального Дубровина и ослабить СРН, данные мероприятия не могли проходить без прямого содействия премьер-министра Столыпина. 8 ноября 1908 года создаётся ещё одна черносотенная организация «Союз Михаила Архангела» во главе с Пуришкевичем. Тем временем, большое политическое значение приобретает Всероссийский Национальный Союз, где главным идеологом стал Михаил Меньшиков. Им удалось сформировать Русскую Национальную Фракцию в Думе, и сблокироваться с преобладавшей в парламенте России партией октябристов.

В отличие от Ивана Грозного и или Короля Италии Виктора Эммануила, Николай II не собирался опираться на массовую крайне правую политическую организацию для реформирования государства, не собирался делегировать такой организации часть властных полномочий, и не собирался реформировать государство в том ключе, в котором предлагали национал-монархисты данной эпохи. Подобная опора привела бы к неизбежному конфликту главы государства с большой частью элиты страны, чего Николай II хотел бы, видимо, избежать. Хотя и существует множество свидетельств о том, что последний российский Император сочувствовал, в чем-то симпатизировал националистам-черносотенцам, а среди министров иногда были отдельные назначения из среды крайне правых, из числа националистов.

В августе 1915-го Василий Витальевич Шульгин и Владимир Алексеевич Бобринский из части фракций умеренных правых и националистов, формируют в Госдуме фракцию прогрессивных русских националистов, фактически левых националистов, размежевавшись с более правыми националистами, как они называли, Черным Блоком (который на самом деле так и не был создан). Во главе правых националистов в Думе и Госсовете стояли тогда Марков 2-ой, Дурново и Балашов. Прогрессивные националисты затем входят в состав оппозиционного Прогрессивного блока. Программа блока подразумевала создание правительства народного доверия и проведение популярных реформ (частичная амнистия политзаключённых, увеличение прав крестьян, усиление местного самоуправления, встать на путь отмены различных ограничений для евреев, свобода для украинской прессы, автономия Польши, восстановление деятельности профсоюзов). По заявлениям Прогрессивного блока, предлагаемые им реформы должны были быть направлены на снятие напряжения в обществе, что могло бы позволить государству вести Первую Мировую Войну до победного конца. Стоит заметить, что левые националисты обвиняли правых националистов, таких как Дубровин и его персонально, в симпатиях к Германии и Австро-Венгрии, в отсутствии достаточного патриотического воодушевления во время войны с немцами, в требованиях заключить мир с немцами (лидер левых националистов Савенко говорил, что правые не понимают, зачем вообще нужна война с Германией), и были ориентированы на союз с Англией.

После мирной революции февраля 1917 года, роль в которой националиста Шульгина была достаточной велика, часть членов Прогрессивного блока вошла сначала во Временный Комитет Государственной думы. Однако, во Временное правительство из прогрессистов вошёл только один Александр Коновалов – кадет, левый либерал и член Верховного совета «Великого востока народов России», ставший министром торговли и промышленности.

По утверждению Пуришкевича, революция февраля 1917 была осуществлена русским народом во имя «национальной, а не интернациональной идеи». Впрочем, спустя несколько месяцев Пуришкевич был сам арестован Временным правительством, по подозрению в подготовке создания подпольной милитаризированной организации национал-монархистского толка.

25 октября 1917 года в Петрограде происходит большевистский военный переворот. Пётр Николаевич Краснов выступил на Петроград со своим корпусом в количестве 700 человек. Не получив подкреплений, ввиду крайней малочисленности своих сил, Краснов заключил перемирие с большевиками, которое было нарушено красными, разоружившими казаков Краснова. Тем временем казачьему атаману Семёнову на Дальнем Востоке удаётся собрать антибольшевистский отряд, и уйти в приграничный Китай. Начинается борьба русских за свою страну, за будущее своего народа, которая не закончилась по сей день.

Националисты-прогрессисты и национал-монархисты входят в оппозиционное надорганизационнное образование «Всероссийский Национальный Центр», занимающийся подготовкой антибольшевистских освободительных восстаний.  Весной 1918-го Пётр Краснов создаёт Всевеликое Войско Донское как самостоятельное государство, казачий круг наделяет Краснова диктаторскими полномочиями. Государство Краснова выходит из войны с Германий и заключает с немцами союз, работающий по программе «оружие в обмен на продовольствие» (оружие – немецкое, продовольствие – казачье). К зиме Донское Войско объединилось с Добровольческой армией Деникина, после чего Деникин отстраняет Краснова от руководства.

Тем временем в Даурии формируется Азиатская конная дивизия, под командованием соратника атамана Семёнова, Романа Унгерна фон Штернберга, ставшего фактическим правителем Даурии.

В годы Гражданской войны действует ряд националистических организаций в широком идеологическом диапазоне от национал-монархистов до националистов с социалистическим уклоном, как в Белом, так и в Красном тылу (конечно тайно).

С 1920 года русские националисты начинают создавать свои движения в эмиграции. Первой такой организацией становится русско-германский фронт «Возрождение», действовавший в Германии. Через год в Германии прошёл съезд русских монархических организации, на съезд съехались делегаты со всей Европы, был сформирован Высший Монархический Совет, руководителем которого стал Николай Марков, один лидеров дореволюционных националистов-черносотенцев. С 1921 г. в эмиграции действует Братство Русской Правды, ведущее антисоветскую деятельность, включая проведение диверсий на территории СССР. Позже к диверсиям также подключится Боевая организация Кутепова (наиболее известная акция – минирование общежития сотрудников ОГПУ), ещё позже НТС (впоследствии отошедший от националистических идей и просуществовавший до наших дней). В ноябре 1922 г. в Константинополе учреждается первая официальная организация русских фашистов (Российский отдел ополчения фашистов (РООФ)).

В 1921 г. на Дальнем Востоке бывшей Российской Империи, благодаря в т.ч. наступлению на большевиков частей Романа Унгерна в районе Забайкалья, становится возможным восстановление русского государства с центром во Владивостоке, получившего название «Приамурское государственное образование» или иначе «Приамурский земский край», к которому чуть позже присоединилась восставшая против большевиков Якутия и Камчатка. Следует заметить, что правительство этого государственного образования было однозначно националистическим, даже можно сказать крайне-правым, видимо это было первая и последняя, полностью независимая русская государственность на русской земле, управляемая русскими националистами в течении нескольких лет. Однако, к 1924 году вооружённое антибольшевистское сопротивление было полностью подавлено. Последние бои остатков армии Приамурского земского края с армией СССР относятся к осени 1923 г.

В 20-30-х годах XX века активно действуют русские националистические, национал-социалистические и фашистские  организации в эмиграции, всего около 15 крупных организаций, объединявших более 40 000 человек. Наиболее крупной организацией являлась Русская Фашистская Партия (Русский Фашистский Союз) – насчитывающая от 19 до 30 тысяч соратников. Организация имела свои филиалы в Японии, США, Финляндии, Польше, Сербии, Германии, Швейцарии, Болгарии, Марокко и т.д., всего 48 отделений на территории 18 стран. РФП имела свои вооруженные отряды (на вооружении находились пистолеты, винтовки, пулемёты). Организация заявляла о необходимости фашистской революции в СССР (революция ожидалась в районе 1938 года). РФП неоднократно засылала на территорию СССР диверсионно-пропагандистские группы, а также имела законспирированную сеть ячеек на Дальнем Востоке СССР, также было создано несколько ячеек на Юге и Севере Европейской части СССР (для этого были задействованы очаги фашистов в Турции и Финляндии). РФП работала также над созданием «Антикоминтерна организаций», в рамках проекта осуществлялось взаимодействие с более чем 30ю фашистскими, национал-социалистическими и националистическими организациями по всему миру.

Среди наиболее активных и массовых русских национал-социалистических формаций того времени можно отметить, например, Российское Национальное и Социальное Движение, действовавшее в Германии. Организация занимается открытыми лекциями, антисоветскими протестами, издательской и просветительской деятельностью, проведением собраний и благотворительностью.

На территории СССР ОГПУ фиксирует активность нескольких десятков малочисленных кружков и групп националистов, ведущих как организационную и пропагандистскую работу, так и занятых подготовкой вооружённого сопротивления и антисоветских терактов. Забегая вперёд скажу, что современные русские националистические движения генетически проистекает именно из этих организаций. Среди таких групп – «Общерусский инициативный комитет национального возрождения и боевая студенческая дружина», Группа Кочегуро, «Фашино», «Подпольная группировка учащейся молодежи». Полулегальные националистические кружки просуществуют до перестройки, из наиболее успешных из них выйдут массовые политические организации ультраправых XXI века. При этом нужно понимать, что нас с ними разделяет почти 100 лет, мы живём в разной реальности с разными проблемами, разными технологиями, и у нас не может быть общей политической программы. Вообще попытка доподлинно повторить программы националистов прошлого является просто политическим аналогом карго-культа. Условно говоря, глупо призывать бороться с хазарами, побеждёнными несколько веков назад, когда нации уже угрожают крымские татары или османы. Важно, чтобы ведущий принцип «всё для защиты нации, и её интересов», оказывался неизменным, проходя сквозь века.

В эмиграции создаётся псевдо-националистическое учение – «евразийство» (и схожее с ним сменовеховство), суть которого сводится к использованию националистической и славянофильской риторики (наиболее реакционного типа) для обслуживания советских интересов, в том числе оправдания и легитимации интернациональной и антирусской диктатуры большевиков в глазах русских эмигрантов и европейского гражданского общества. В дальнейшем именно на базе евразийства возникли многочисленные лоялистские к СССР и РФ ура-патриотические движения с националистической риторикой, идентифицирующие себя как националисты (так же нередко называемые «красно-коричневыми»). При этом большинство их отлично от аутентичных националистов даже не на гражданском, а на культурно-ценностном подходе к пониманию нации. Их отличие от классического европейского национализма в ином понимании того, что является благом для нации. Кратко перечислим, что является благом для нации с точки зрения этнического национализма: Свобода, Жизнь, Социальная справедливость, Развитие, Личность, Главенство Закона, Воля к борьбе.

Большинство «красно-коричневых» или принижает данные ценности, или вообще отказывается от них. Данные ценности провозглашаются аморальными и эгоистичными, их вытесняет идея тотального саморазрушительного мессианства и национального самопожертвования, отлично перекликающаяся с идеями мировой социалистической революции, и восприятие русского народа как расходного материала для неё. Если во времена существования СССР ресурсы из русского народа выкачивались для победы коммунистов во всём мире, то теперь, во время РФ, это делается для личного обогащения правящей верхушки. При этом провозглашается примирение с рабством и нищетой, во имя процветания интернациональной диктатуры, сумасшедшие выходки которой презентуются как проявление некого воображаемого величия, объявленного настоящей духовностью и  высшей благодетельностью.

В 30-е годы СССР накрывает крестьянскими восстаниями. За один только 1930ый год – 13 453 массовых выступления, из них 176 повстанческих (с угрозой власти), 55 вооружённых восстаний, в которых участвовало 2 000 000 человек. Идеологический сектор восстающих – самый широкий, в том числе были сторонники крайне правых идей. За неимением достаточного числа оружия крестьянские восстания были обречены на подавление армией СССР. Кстати, поэтому одна из причин ликвидации зарубежом советскими спецслужбами белого генерала Кутепова, и дальнейшая массовая инфильтрация советской агентуры в РОВС, как раз и было то, что Кутепов и РОВС искали способы вооружить крестьян из зарубежа. Здесь также стоит отметить, что масштабность Тамбовского Восстания во многом объясняется наличием оружия, полученного от Белой армии.

 С 1936 года русские добровольцы-националисты и монархисты в количестве до 100 человек учувствуют в гражданской войне в Испании на стороне Франко.

В 1938-ом году наиболее крупные и договороспособные организации русских фашистов, националистов и национал-социалистов, действующие в эмиграции, объединяются в коалицию Российский Национальный Фронт, декларирующий принцип «Все силы национальной революции».

К этому времени в СССР сложился жесткий террористический режим во главе с коммунистической партией, который готовился к мировой революции, фактическому захвату всего мира данной политической сектой. Число погибших русских в итоге деятельности этого режима, в результате прямых репрессий, искусственного голодомора и войн,  за все время его существования с 1917 до его перерождения в РФ, насчитывает более 50 миллионов человек, а число нерождённых русских – сотни миллионов. К 1940-ому году интернациональный шабаш достиг своего пика, в стране были убиты большинство священнослужителей и представителей русских интеллектуальных кругов, большинство храмов взорваны, само слово «русский» находилось под запретом – из покоренных людей ковался новый народ с рабской психологией – «советский», задача которого была лишь одна – быть материалом для будущей всемирной коммунистической революции, любая попытка вспомнить о своей русской национальной идентичности фактически каралась смертной казнью.

Практически  сразу с момента начала войны против антирусского большевистского режима, русские националисты принимают в ней участие на стороне III Рейха и его союзников. В странах враждебных Рейху организации русских националистов как правила запрещаются, их лидеры сталкиваются с репрессиями. Я не даю этому полномасштабную оценку, но констатирую то, как было.

На стороне Третьего Рейха и объединённой им Европы сражалось 18 000 русских политических эмигрантов, и 1 240 000 советских граждан (по некоторым данным до 1 500 000). Практически всем желающим сражаться на стороне Германии, так или иначе, прививалось националистическое мировоззрение. Граждане СССР составляли шестую часть всех человеческих ресурсов, привлечённых национал-социалистической Германией для ведения Второй Мировой Войны. Понятно, что на Восточном фронте их концентрация была ещё больше, так, по некоторым данным, в войсках 6-й полевой армии Вермахта, попавшей в Сталинградский котёл, каждый 4-й военнослужащий был гражданином СССР. Националисты, проживавшие в эмиграции, сыграли большую роль при организации подразделений из пленных, желающих воевать против СССР (которые указами Гитлера считались добровольно перешедшими на сторону III Рейха), а также в их идеологической подготовке. Первые воинские части русских националистов начали своё формирование ещё в мае 1941 года. Русские националисты воевали в составе: РОА, РОНА, 15-го казачьего кавалерийская корпуса СС, РНА, Казачьего Стана, полка СС Варяг, Русского Охранного Корпуса, Русской Национальной Народной Армии – РННА, полка особого назначения «Брандербург», Русского Легиона «Белый Крест», СС «Валлония» (добровольческое подразделение граждан Бельгии), СС «Шарлемань» (добровольческое подразделение французских граждан), «Голубой дивизии» (добровольческое подразделение граждан Испании), СС «Дирлевангер» (немецкий аналог «штрафбата») и др. Действовали разведывательные школы и школы пропагандистов.  С 1943 г. все русские добровольческие подразделения начинают переходить в формальное подчинение РОА – Русской Освободительной Армии, на базе которой к 1945 г. формируются Вооружённые силы КОНР (Комитета Освобождения Народов России), включавшие даже собственный авиационный полк.

В 1941 году на стыке Брянской, Орловской и Курской областей возникает Локотская Республика, небольшое государственное образование русских националистов, находящееся под протекторатом Германии. По своим размерам Локотская республика превышала размер Бельгии, имела собственные вооружённые силы – Русскую освободительную народную армию (РОНА), а также свою националистическую партию, которая называлась Народная социалистическая партия «Викинг» («Витязь»): “Наша партия — партия национальная. Она помнит и чтит лучшие традиции русского народа. Она знает, что викинги-витязи, опираясь на русский народ, создали в седой древности Русское государство. Наша страна разрушена и разорена под властью большевиков. Бессмысленная и позорная война, вызванная большевиками, превратила в развалины многие тысячи городов и заводов нашей страны. Народная социалистическая партия шлёт привет мужественному германскому народу, уничтожившему в России сталинское крепостное право” – гласил манифест организации. Локотская Республика сначала управлялась Константином Павловичем Воскобойником, а потом после его убийства – Борниславом Каминским.

На стороне Японии русские националисты воевали в русских отрядах Манжурских Войск (ранее находились в составе боевого отряда «Асано»).

В соответствии с договорённостями, заключенными на ялтинской конференции, после завершения Второй Мировой Войны, большевикам  было выдано более 2-х миллионов граждан СССР. Также выдавались и известные русские националисты, имевшие паспорта других стран, наиболее выдающиеся из них были расстреляны (было расстреляно не менее 30% военнопленных), другие погибли в советских лагерях, лишь немногим удалось увидеть свободу спустя десятилетия заключения. Имеется сведения об одной тайной организации заключённых националистов (возможно их было больше).

Отдельным бойцам РОА, а также Русской Национальной Армии, удалось избежать советского плена, в последнем случае исключительно благодаря её руководителю – Борису Алексеевичу Смысловскому. Есть очень хороший фильм о последних днях существования Русской Национальной Армии, называется «Ветер с востока», рекомендую его всем для просмотра.

С 1945 года начинают создаваться организации бывший участников Второй Мировой Войны, сражавшихся на стороне III Рейха, первой такой организацией становится Союз Чинов Русского Корпуса. В дальнейшем появляются Союз борьбы за освобождение народов России (СБОНР), Союз Андреевского Флага, Суворовский Союз, РОНДД, Комитет Объединенных Власовцев (КОВ),  Постепенно часть организаций подобного типа утратили националистические идеи.

До 1948 года на территории бывшей Локотской Руси действовал партизанский националистический и антисоветский отрад Николая Козина. В марте 1951 года большевиками был  уничтожен, вероятно, последний вооруженный отряд жителей Локотской республики.

Развенчивание Хрущёвым культа личности Сталина в 1956 году привело к некоторой либерализации СССР, в результате чего снова начали появляться различные тайные националистические организации и кружки, самого широкого идеологического спектра: национал-большевики, национал-социалисты, национал-либералы, монархисты и пр. Основными направлениями деятельности у них были: ведение пропагандисткой работы, разработка плана смены или изменения Советского режима. Количество кружков и их активность, несмотря на репрессии, планомерно возрастает. Одним из поздних кружков подобного типа являлось общество книголюбов, на базе которого впоследствии возникло Объединение «Память», ставшее затем первой массовой легальной организацией русских националистов со времён Второй Мировой Войны. «Память» была национал-монархической организаций, хотя долгие годы вынуждена была стараться не нарушать репрессивные законы СССР, осуждающие антисоветскую деятельность. 6 мая 1987 года прошла первая за долгие десятилетия массовая политическая манифестация националистов, организованная «Памятью». «Память» имела разветвлённую региональную структуру, свою радиостанцию, свой сельскохозяйственный кооператив, регулярно выпускала аудио и видеоматериалы о своей деятельности, участвовала в местных выборах с умеренной антииммигрантской повесткой. Организация была авторитарна, и многое было завязано на личности её лидера – Дмитрия Дмитриевича Васильева, и когда Васильев заболел тяжёлой болезнью, «Память» начала угасать вместе с ним. Она существует и по сей день, в виде небольшой формации, но уже не ставит таких крупных задач перед собой, как в прошлом.

К началу 1990х, СССР, под руководством советских спецслужб, переформатируется в Российскую Федерацию, не меняя сути своей антирусской государственности. От идей всемирной революции отказались в пользу личного обогащения, создания «земного рая» для кучки лиц, связанных с правящей ранее коммунистической политической сектой и КГБ.

Уже в новой реальности, в 1990-х годах возникает множество патриотических, националистических и около-националистических организаций и движений, в диапазоне от национал-монархизма до национал-большевизма. 16 ноября 1990 г. соратник «Памяти» Александр Баркашев создаёт Русское Национальное Единство, ставшее массовой национал-социалистический организацией, наиболее известной и узнаваемой. Фактически до первой трети нулевых годов РНЕ было своеобразным политическим монополистом, остальные движения во многом ушли на второй план в информационном поле.  В 1993 году РНЕ принимает участие в защите парламента, Белого Дома. В итоге штурма парламента силовиками, вставшими на сторону Ельцина, в стране была установлена мягкая, а затем и жёсткая интернациональная диктатура, находящаяся у власти в Российской Федерации по сей день.

С конца 90-х года начинают действовать группы скинхедов, в конце нулевых скин-движение эволюционировало в движение националистов-автономов. Независимые группы молодой русской молодёжи собирались для нападения (реже поджогов, взрывов) на инородцев (реже на общежития и торговые точки мигрантов и национальных меньшинств, сотрудников правоохранительных органов, интернационалистов и др.). По самым скромным подсчетам в деятельности групп скинхедов и автономов приняло участие не менее 8 000 человек. Часть из них хотели таким образом спровоцировать расовую войну, в которой русский народ, находящийся в большинстве, неизбежно должен был бы одержать победу, и установить своё национальное государство, другая же часть просто хотела таким образом добиться ограничения массовой миграции в РФ, оказывае давление, как на государство, так и на самих мигрантов, третьи же не имели ясного видения своей политической цели, и совершали свои радикальные акции прямого действия от отчаяния, разуверившись в возможности победы националистического движения в Российской Федерации, которое, по мнению, как политических, так и радикальных националистов, необходимо для спасения русского народа от вымирания.

Весной 2001 года ряд объединившихся организаций националистов пытаются зарегистрировать партию для участия в выборах. Партийный проект получил название Национально-Державная Партия России, которая так и не была зарегистрирована. Активность НДПР, как общественно-политической организации, угасла за несколько лет.

С 2002 года командиром среднего звена Национально-Патриотического Фронта «Память», Владимиром Басмановым, создаётся массовое Движение Против Нелегальной Иммиграции (ДПНИ, запрещено в 2011 г.), организация борется за введение визового режима со странами Азии и Закавказья, депортацию мигрантов, ужесточение законодательства в области права получения гражданства и миграционной политики. Стратегия ДПНИ – придание общественного резонанса межэтническим конфликтам, а также преступлениям мигрантов, проведение Народных Сходов с выдвижением требования депортации всех мигрантов (как из РФ, так и из конкретного N-ска, в котором проходит сход), достижение переговоров с властями, формирование у людей представления, что они сами являются властью, что власть – это те, кого слушают, что можно собраться народу и «уволить» любого мэра или губернатора, и выбрать нового прямо на площади. Создание, методом избрания, на Народном Сходе групп гражданского контроля за деятельностью властей, сначала в вопросах выселения мигрантов, а потом во всех остальных. Т.е. курс на постепенный захват власти на местах националистами и связанными с ними группами граждан. Такая стратегия давала серьёзные сбои, но в целом маховик антимигрантских протестов был раскручен весьма серьёзно. После Народного Схода на Манежной площади, прямо под стенами Кремля, 11 декабря 2010, закончившегося ожесточёнными столкновениями с ОМОНом, ДПНИ было запрещено в Российской Федерации.

В эпоху ДПНИ появилось такое явление как Русский Марш – ежегодное шествие русских националистов 4 ноября, изначально организуемый ДПНИ и его союзниками. Идеи проведения первого Русского Марша была озвучена Владимиром Басмановым летом 2005 года.

После запрета ДПНИ, Русский Марш проводится всеми структурами и формациями националистов, имеющими хотя бы минимальные политические амбиции. Аналоги Русского Марша есть во многих странах, у националистов как Восточной, так и Западной Европы. К 2018 году на территории Российской Федерации основными организаторами Русского Марша являются – Комитет «Нация и Свобода», организация левых националистов – Ассоциация Народного Сопротивления, автономные национал-социалисты, общенационалистическая формация – Национальный Союз России, а также националисты из Пскова во главе с Георгием Павловым и Новосибирска под руководством Алексея Бахтина.

Во время процесса по запрету ДПНИ, главой Движения Владимиром Басмановым и экс-лидером запрещённого Славянского Союза, Дмитрием Дёмушкиным,  была предпринята попытка создать единую организацию националистов – «Этнополитические Объединение Русские» (ЭОР, запрещено в 2015 г.). Русские оказались успешным и стремительно развивающимся проектом, хотя единой организации не получилось, однако со дня своего появления, и до запрета, ЭОР было безусловным лидером в националистическом идеологическом спектре. Объединение Русские выступило в качестве одной из сил, инициировавших и организовывавших кампанию за отставку Путина и честные выборы в 2011-2012 годах, проходившей при значительном участии националистов. Особенно значим в данном направлении был вклад одного из лидеров ЭОР – Александра Белова, ранее – одного из лидеров ДПНИ. Русские принимали участие как в работе Оргкомитета акций протеста, так и Гражданского и Координационного Совета Оппозиции. Кроме оппозиционной деятельности ЭОР вело несколько кампаний классической националистической тематики, в том числе против поправок в Закон о гражданстве и против китаизации Дальнего Востока.

Военное вторжение российских войск в Украину раскололо националистов. Объединение Русские пыталось соблюдать нейтралитет, таким образом, ЭОР оказалась выключенным из обсуждения важного вопроса, который занимал все политические силы, и первым стоял на повестке дня в течении, как минимум, года. Кроме того, Русские больше не могли участвовать в оппозиционном движении, которое чётко стояло на антивоенных позициях.

Вместе с тем, все командиры высшего и среднего звена, желавшие поддержать боевиков Путина на Донбассе, покинули Объединение из-за того, что большая часть лидеров организации в частном порядке систематически выступала с антивоенными выступлениями и статьями (Владимир Басманов, Дмитрий Дёмушкин, Денис Тюкин, Сёмён Пихтелёв, Софья Будникова, Игорь Стенин, Алексей Колегов и др.). К концу 2015 года Объединение Русские было запрещено в Российской Федерации, государственное обвинение утверждало, что в РФ недопустимы «призывы к началу национально-освободительной борьбы за создание русского национального государства», которые были изложены в манифесте Объединения, принятом 4-мя годами ранее.

Меня категорически не устраивал нейтралитет Объединения Русские по вопросу военной агрессии путинской диктатуры против суверенного славянского государства, поэтому вместе с группой единомышленников, я начал создавать отдельную организацию. Вначале возникла рабочая группа по построению колоны националистов на протестном и антивоенном Марше Мира в сентябре 2014 года. А затем, на её основе был сформирован Комитет «Нация и Свобода» (КНС), который чётко заявил о том, что не поддерживает военное вторжение РФ в Украину, и планирует и дальше добиваться отставки Путина, его правительства и парламента посредством участия в мирных протестах. Среди программных требований созданной организации – отказ от политики замещающей миграции, широко проводимой правительством Путина (в том числе отмена закона о раздаче гражданства, расторжение кабальных сделок с Китаем, депортация излишка трудовых мигрантов), максимальная государственная поддержка повышения рождаемости у русских людей на уровне, необходимом для их самовоспроизводства, люстрация лиц, причастных к преступлениям против русского народа, в том, числе виновных в принятии антирусских, репрессивных и антисоциальных законов, отмена соответствующих законов, добрососедские отношения с Европейскими странами. Стратегия КНС состоит из двух этапов: первое – добиться отставки Путина, его Правительства и Парламента посредством мирных протестов, и сформировать новое правительство, совместно с другими политическими силами, второе – одержать победу на честных выборах в Новой Свободной России.

Мной, как главой КНС, была разработана новая идеология, поскольку наша нация вымирает, находясь под гнётом антинародного режима, мыслящим и активным людям нужна не только  организационная, но и мировоззренческая основа, используя которую, можно будет переломить ситуацию. Национал-идеализм предполагает ведение своими сторонниками постоянной, непрекращающейся политической борьбы за жизнь, свободу и интересы нации.

Наш идеал – это общество интеллектуальных атлетов, управляемое фанатичной, национальной мыслящей аристократией, организованной по принципу идеократического парламентаризма, с полным воодушевлением ведущей борьбу за улучшение жизни своих граждан. Наша цель – это государство, вдохновлённое идеями национального возрождения, государство, предоставляющее своим гражданам все возможности для развития. Во многом – идеологическое государство.

История русского национализма – это история героического сопротивления и мужественной непримиримости. Это история людей, которые никогда не сдавались и не сдаются до сих пор, для которых главным в этом мире является – честь, жизнь и свобода русского народа”.

Приятного вам просмотра.
______
Подробнее о Тамбовском Восстании можно прочесть тут: vk.com/wall-17736722_21292

Comments are closed.