История национализма и социальный вопрос

21 мая, 2020

Некоторые комичные диванные лежебоки, считающие себя радикалами, упрекают движение национал-идеалистов в отходе от основ националистического мировоззрения, лишь потому, что мы говорим о социальной справедливости, и необходимости построения как национального, так и социального государства.

На самом деле, единственная радикальность, которой могут похвастаться эти бессмысленные ворчуны, так это их радикальная и тотальная безграмотность в области истории и политологии. Сейчас мы попытаемся очень кратко и сжато рассказать о социальных воззрениях известных националистических движений прошлого, не избегая самых радикальных из них. Рассмотрим опыт и национал-демократов, и национал-социалистов, и многих других.

Обращу особое внимание, речь пойдет именно о социальных воззрениях, а не о каких-либо других. Не о национальном вопросе, или идеях из области внутренней или международной политики. Также мы не говорим о том, что надо или не надо копировать сегодня все взгляды националистов прошлого на социальный вопрос. Здесь важно понять принципы, и понять, что националисты разных стран и народов всегда пытались следовать принципам социальной справедливости в своей политике.

Как известно, Адольфа Гитлера уж точно нельзя обвинить в излишнем либерализме, и отходе от идеи европейского национализма. Но, тем не менее, даже в самом названии партии Гитлера – Национал-социалистическая рабочая партия Германии, выражено стремление её соратников к построению социально-справедливого общества. Как известно, национал-социализм является антилиберальной и антикоммунистической доктриной. Программные документы НСДАП провозглашают: борьбу с процентным рабством; ведение системы достойного пенсионного обеспечения; частичную национализацию; поддержку малого бизнеса и ремесленного производства; защиту материнства и запрет детского труда; освобождение народа от диктата мирового финансового капитала; решительное противостояние коммунистической идеологии; улучшение условий жизни населения, ликвидацию безработицы.

Предвыборный плакат НСДАП.
“Наши предложения – Работа. Свобода. Хлеб. Предложения остальных – сокращение социальных расходов, коррупция, террор, травля, ложь, пустые обещания, чиновничий произвол, закрытие предприятий, введение чрезвычайного положения.”

За четыре года у власти НСДАП удалось снизить число безработных с 6 миллионов до полумиллиона. Сокращение безработицы, в том числе, привело как к росту благосостояния населения, так и к росту производства. Кроме развития промышленности и масштабного национального строительства инфраструктуры, также стимулировалось частное предпринимательство. Безработным выдавались государственные кредиты.

Предвыборный плакат НСДАП. Мужчины и женщины! Миллионы немцев без работы, миллионы их детей без будущего. Сохраните немецкие семьи – проголосуйте за Адольфа Гитлера!

Компаниям, обеспечивающим стабильный рост рабочих мест, предоставлялись налоговые льготы. Также практиковалось ограничение государством дивидендов до 6%. Запрет на вывоз национальной валюты, гигантский налог на вывоз капитала, стимулировали бизнес к инвестициям в национальную экономику, и расширение местного производства.

Во время власти национал-социалистов общее (начальное образование) стало обязательным даже для детей из бедных семей. Также национал-социалисты увеличили оплачиваемый отпуск для рабочих до 2-3 недель. Благодаря чему, при посредничестве организации «Сила через радость», немецкий рабочий мог, например, отправиться в круиз по побережью Норвегии, Испании, Италии, а также по Балтийскому морю, и вдоль побережья Германии и Дании.

Фольксваген разрабатывался как народный автомобиль, был доступен почти каждому рабочему. Стоимость данного авто составляла среднюю зарплату рабочего за 35 недель – около 8 месяцев.

За 6 лет нахождения у власти национал-социалистов рождаемость повысилась на 40%, и нация вышла на уровень самовоспроизводства. Коэффициент фертильности количество рождений на одну женщину возрос с 1,8 до 2,43 (напомним, что в современном мире коэффициент, требуемый для самовоспроизводства, в зависимости от смертности, может быть в районе 2,08 – 2,12). Вступавшие в брак получали кредит, часть которого списывалась при рождении каждого ребёнка. Кроме того, каждый рождённый ребёнок подразумевал снижение налогов. Семьи с низким и средним достатком получали пособие на детей. Методами пропаганды было преодолено ханжеское отношение к рождению детей вне брака, в обществе возобладал лозунг «для нас ценна каждая мать». Работали благотворительные программы, подразумевающие различную бесплатную помощь матерям с детьми.

Предвыборный плакат НСДАП. «Мы, немецкие женщины, голосуем за национал-социалистов», 1932

Итальянский фашизм также плотно базируется на антикоммунизме и антилиберализме, активно используя социальные и синдикалистские идеи. Манифест фашизма провозглашает 8 часовой рабочий день, участие рабочих в управлении производством, сокращение пенсионного возраста, избирательное право для женщин, прогрессивный налог, активное участие государства в управлении экономикой.

Итальянский плакат. Дуче участвует в сельскохозяйственных работах вместе с простыми людьми (1938 год)

В Фашистской Италии существовала организация, во многом аналогичная немецкой «Силе через радость», носившая название «После работы». «После работы» организовывала туристические походы и путешествия, спортивные мероприятия, народные библиотеки, концерты, летние и зимние лагеря отдыха для детей и взрослых, координируя свои действия с фашистскими профсоюзами.

Лидер румынских националистов Корнелиу Кодряну начал свой политический путь с участия в организации Гвардия национального сознания, которая одновременно провозглашала как антикоммунистические идеи, так и требования социальной защиты небогатого населения страны. Позже Легион Михаила Архангела также стоял на антикапиталистических и антикоммунистических позициях, выступая против интернационализма и экономического либерализма. Движение стояло на антиматериалистических позициях, выступая за национализацию части крупных предприятий и корпоративизм.

Корнелиу Кодряну выступает перед легионерами, 1937 год

Лидер Британских фашистов сэр Освальд Мосли требовал от государства создания новых рабочих мест, в том числе за счёт строительства новых дорог. Не найдя у правящего режима поддержки, Мосли был вынужден покинуть правительство и перейти в оппозицию, продолжая требовать от государства решения социальных проблем народа. Мосли предлагал проводить широкую программу общественных работ, уменьшить налоги, распределить земли среди желающих стать фермерами, гарантировать последним рынки сбыта и устойчивые цены, а также выступал за протекционистские пошлины для защиты ряда отраслей британской промышленности от внешней конкуренции. Британские фашисты активно использовали социальную риторику, националистическую и антикоммунистическую пропаганду. Суфражистки активно поддерживали Британских фашистов, в том числе участвуя от них на выборах. Напомним, что суфражистки – это одна из первых волн феминистического движения, основной целью суфражисток было добиться избирательного права для женщин. В 1936 британские фашисты выдвинули больше кандидатов женщин, чем какая-либо другая партия.

Лидер французской военизированной националистической организации «Огненные кресты» Франсуа де ля Рок, после запрета своей организации был вынужден создать Французскую Социальную партию. С одной стороны партия выступала против реставрации монархии, а с другой – находилась на ярых антикоммунистических позициях. Французские националисты уверенно говорили о необходимости социального патернализма, и активно занимались благотворительностью. Движение использовало лозунги: «Труд, Семья, Отечество», и «едины, как на фронте».

Франция, февраль 1934. Антикоррупционный и антиправительственный путч. Ультраправые «Огненные кресты» – одна из главных движущих сил путча. Левые помогают полиции в подавлении протеста

Другой лидер националистов Франции, Жак Дорио, возглавивший Французскую народную партию, также стоял на антикоммунистических позициях, хотя и выдвигал политические требования, близкие к национальному социализму.

Рексистская партия, созданная бельгийскими националистами, говорила о необходимости демонтажа либеральной демократии, категорически выступая против коммунизма и любого марксизма.

Движение сопротивления африканеров – национал-демократическая формация белых граждан ЮАР, основанная в 1971 году, и действующая по сей день. Также отличается антикоммунизмом, антикапитализмом, антилиберализмом и антиглобализмом. Буры выступают за создание Народного Государства для белых между западным побережьем ЮАР и рекой Оранжевой.

Территории Африки, принадлежавшие европейцам
Небольшая автономия в ЮАР, принадлежащая белым Африки сегодня

Основатели сионизма, Мозеса Гесса и Теодора Герцля, представляли будущее национальное государство евреев, прежде всего как государство социальное. Развивший идеи Гесса, Нахман Сыркин писал, что сионистское движение сможет добиться успеха лишь в том случае, если еврейское государство будет «основано на справедливости, разумном планировании и социальной солидарности».

Четвёртая волна израильских поселенцев, приехавших на Ближний Восток строить этническое государство. На календаре — 1927 год. До создания государства Израиль оставалось 20 лет

На сегодняшний день Израиль является единственным государством с превалирующим белым населением, чья рождаемость соответствует уровню самовоспроизводства (коэффициент фертильности 2,64).

Тель-Авив — чудесный оазис из небоскрёбов, построенный в выжженной солнцем и лишённой нефти пустыне, политиками, которыми овладела идея построения собственного этнического и социально-справедливого государства

В том числе благодаря качественной, современной и доступной для всех медицине, пособиям для безработных; вдов; сирот; лиц с недостаточным уровнем доходов; работников обанкротившихся компаний; добровольцев, пенсионеров; семей, в которых есть дети. Предусмотрен оплачиваемый декретный отпуск, как для матерей, так и для отцов. Государство оказывает услуги профессиональной реабилитации и по повышению квалификации инвалидам и вдовам, обеспечивает уход за стариками. В стране действует прогрессивная форма налогообложения, обеспечивающая социально-справедливое распределение финансовых ресурсов между гражданами. В 1970-е годы только благодаря государственным пособиям более 80% многодетных семей Израиля смогли вырваться из нищеты.

Что касается истории русского народа, то социальные требования национально-мыслящих политиков эволюционировали в зависимости от насущных проблем народа. От попыток защитить крестьян в 17-18 веках, до призывов к социальной поддержке рождаемости в веке 21-м.

В середине 17 века идеолог панславизма Юрий Крижанич, своими трудами, полными заботой о путях роста благосостояния русского народа, пишет о государственном протекционизме по отношении к купечеству, необходимости снижения налогов для крестьян, поддержке ремесленников.

Юрий Крижанич
Улица Юрия Крижанича в Загребе, Хорватия

Первый законопроект об освобождении крепостных был написан другим панславистом Василием Федоровичем Малиновским. В дальнейшем алгоритм отмены крепостного права разрабатывает соратник неформальной русской партии Алексей Андреевич Аракчеев. Согласно его предложениям, крестьян, и землю для них, следовало выкупить у помещиков за государственный счёт.

Славянофил Фёдор Васильевич Чижов пишет о необходимости государственного протекционизма таким образом, что его слова до сих пор можно использовать в полемике со сторонниками дикого капитализма: «Все, защищая свободу торговли, ссылаются на Англию, но промышленность в Англии расцвела при покровительственной системе».

«Когда один народ сравнительно с другим беднее капиталами, механическими средствами, хорошими опытными рабочими, окружён множеством неблагоприятных, но устранимых условий, то ему можно легко помочь покровительством народному труду. Так везде делалось, делается везде и теперь, и нигде ещё в Европе этого не отвергают. Единственный вопрос, который может здесь возникнуть, — это вопрос о размерах покровительства».

В середине 19 века на просторах Российской Империи, действовала панславянская организация Кирилло-Мефодиевское братство, выступавшая за отмену крепостничества, юридическую ликвидацию сословных различий, доступность образования. Всенародный Русский Союз (ВРС), объединивший национал-монархические организации в 1905 году, заявлял о том, что одной из главных забот правительства в настоящее время должно быть земельное благоустройство крестьян. Организаторы Союза подчеркивали, что партии и организации, не принимающие этих положений, не почитаются дружественными, и объединение с ними невозможно. Для черносотенных организаций был неприемлем дикий капитализм, так как он ассоциировался с ценностями Западного мира, которым они, во многом, оппонировали, противопоставляя западный абсолютизм русскому самодержавию, видя в последнем воплощение национального единства. При этом считая, что нормального самодержавия, со времён Петра I, уже нет. В то же время социализм вызывал у черносотенцев ассоциации с масонскими кознями и еврейским засильем. Черносотенцы выступали за многоукладность экономики, то есть сочетание элементов государственного регулирования и частной предпринимательской инициативы. Предполагалось расширение социальных и экономических прав русских, в том числе: они требовали предоставить русским исключительное право на участие в государственном управлении и службу в правительственных, судебных, земских и городских органах. Для русских предусматривался комплекс экономических льгот и привилегий: исключительное право на заселение окраин, приобретение и аренду земли, разработку природных богатств и т.п. Сокращение и увеличение прав и свобод других народов должно было полностью зависеть от уровня их лояльности русскому народу и готовности служить России.

Из брошюры «Руководство черносотенца-монархиста», М., 1906 год.

В августе 1915 г. В.В. Шульгин и В.А. Бобринский создают фракцию «прогрессивных националистов», вошедшую в Прогрессивный блок Государственной Думы. Блок выступал, в том числе, за уравнение крестьян в правах с другими сословиями, разрешение деятельность рабочих профсоюзов, соблюдение принципа свободы совести, усиление местного самоуправления.

Василий Шульгин

Весной 1921, на территории, контролируемой белыми, прошли последние честные выборы в России, в итоге которых победу одержал Национал-демократический союз. Который, хотя и отмечал, что крайне трудно что-то обещать простым людям в условиях тотальной войны с большевистской диктатурой, но подчёркивал, что будет стремиться к стабильному обеспечению трудящихся и трудоустройству безработных, побороть коррупцию и всеми силами защищать русские интересы.

Всероссийская фашистская партия (ВФП), с центром в Харбине, действовавшая в 30-х годах прошлого века, была влиятельнейшей политической организацией, объединявшей в своих рядах не менее 30 000 соратников, и имевшая 48 отделений в различных странах.

В своём программном документе – «Азбуке Фашизма», ныне запрещённом в РФ, ВФП, активно обличает, как либерализм, так и коммунизм. Постулируется, что фашизм стремится к переустройству всех либеральных и социалистических государств, на началах антиматериализма, национализма и социальной справедливости. Социализм и либерализм, неизбежно порождают тут или иную форму классовой диктатуры, в то время как фашизм, пытается установить порядок, основанный на классовой солидарности, примирив труд и капитал. Попытка построить государство, где каждый человек руководствуется лишь интересами своей частной прибыли, неизбежно приводит к коллапсу государства, провозглашают русские фашисты. В конечном итоге и дикий капитализм, вытекающий из либерализма, и социализм – приводят большинство граждан к рабству, поэтому обществу нужен третий путь – заявляет ВФП.

Лидер русских фашистов, Константин Родзаевский

Всероссийская Фашистская Партия видела одну из причин поражения белого движения в отсутствии чёткой социальной программы, отвечающей нуждам народа.

Кадр из фильма КНС «История Национализма»

Русские фашисты также предлагали поощрять браки, и поддерживать семьи выплатой государственного пособия. ВФП собиралась раздать землю крестьянам, сократить трудовой день рабочих, и повысить зарплату. Запретить детский труд, и усилить государственную защиту женского труда.

Лидер другой организации русских фашистов, Анастасий Вонсяцкий, говорил о том, что Фашистское государство будущего должно оказывать всемерную поддержку крестьянам, которые делились на две группы — обрабатывающих государственную землю общинников и частных землевладельцев, которым государство предоставляет средства производства (землю и орудия труда) безвозмездно, в наследственное пользование. Вонсяцкий также провозглашал равноправие полов, предоставляя женщинам права наравне с мужчинами.

Естественно, что плеяда русских национал-социалистических организации 30-х и 40-х годов 20 века, действовавших на территориях контролируемых III Рейхом, в идеологическом плане представляла из себя несколько выхолощенную кальку с НСДАП. Подразумевая под социализмом социальную справедливость, и отрицая марксистское значение данного слова.

Генерал-майор Антон Васильевич Туркул, создавший Русский Национальный Союз Участников Войны, провозгласил лозунг: «Бог – Нация – Социальная справедливость».

И Локотская Республика, возникшая в сентябре 1941, также идентифицировала себя как национал-социалистическое государство. Создатель данного государственного образования, Константин Павлович Воскобойников, начал с того, что создал национал-социалистическую боевую группу из 6 человек, которая стала активно действовать после отступления Красной армии. Люди объединились вокруг следующих идей: уничтожение сталинской и колхозной системы, создание русского национал-социального государства, носителем государственной идеи нового государства должна быть русская национальная и социальная партия.

Бронислав Каминский, кадр из фильма КНС “История Национализма”

Учитывая требования российского законодательства, мы вынуждены подчеркнуть, что современные русские националистические организации не имеют преемственности от русских организаций националистов, сотрудничавших с Третьим Рейхом. Последние отряды русских национал-социалистов, имевших отношение к Германии Адольфа Гитлера, были уничтожены НКВД в 1951 году, а нерусские – к 1970 году. Остатки ультраправых белых эмигрантов не имели влияния, и даже какой-то нормальной возможности коммуникации с диссидентскими группами националистов, которые действовали в СССР в 50-х годах, и позже.

Первая легальная и массовая политическая организация националистов, начавшая действовать в СССР, – это Национально-Патриотический Фронт «Память», который стоял на позициях безналоговой экономики, при этом государство получало весьма серьёзные рычаги экономического регулирования – вплоть до государственной монополии на внешнюю торговлю. Также, в качестве стимулирования экономики, предлагалось масштабное развитие государственного кредита, кроме того, русская власть должна была получить возможность регулировать проценты кредитов, выдаваемых коммерческими банками.

На выставке художника Глазунова. Конец 1980-х

Программа самого массового движения националистов начала XXI века – ДПНИ, на 90% касалась вопросов национальной и миграционной политики, не затрагивая большинство сфер жизни общества и государства, и, тем не менее, Движение предлагало меры повышения рождаемости, посредством усиленной социальной поддержки.

Сход на Манежной площади. 10.12.2010, ставший реальной причной запрета ДПНИ

Как мы видим, как умеренные, так и радикальные политические течение национализма, как правило, стоят на позициях социальной справедливости, выступая против марксистского социализма и дикого капиталистического либерализма, провозглашая их одинаково вредными для нации, ведущими её в тупик, предлагая альтернативный третий путь.

Соратники Комитета «Нация и Свобода» на Русском Марше 2018. Санкт-Петербург

Владимир Басманов, глава Комитета «Нация и Свобода»,
идеолог национал-идеализма

Comments are closed.